Судя по многочисленным публичным заявлениям страховщиков, сегодня их внимание очень сильно привлекают две темы – слияния / поглощения и IPO – первичное публичное размещение акций. Какие пути увеличения капитала и масштабов бизнеса собирается использовать компания РОСНО в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
Акционеры РОСНО говорили о намерении провести IPO компании, но пока фиксированной даты не существует. IPO – это всего лишь один из механизмов привлечения финансирования. Обычно его проводят, если прямые инвесторы приходят к выводу, что это выгоднее, чем продолжать самим вкладывать деньги в бизнес. На мой взгляд, для РОСНО было бы неправильным выходить на IPO не одновременно с нашими конкурентами (в начале этого года Ингосстрах объявил о том, что он намерен выйти на IPO, правда, тоже пока без указания конкретных сроков). Кроме того, по мнению акционеров РОСНО, для полномасштабного, неминиатюрного IPO компании еще не хватает капитализации. Президент нашего акционера АФК «Системы» Александр Гончарук в мае 2006 года объявил, что пока капитализация РОСНО не достигнет уровня таких компаний как «Ситроникс» или «Система-Галс», принадлежащих Системе, выводить РОСНО на IPO не будут. А это около 2-4 млрд. долларов. Добирать недостающее мы будем из двух источников – органический рост и слияния и поглощения.
В ближайший год тема слияний и поглощений на российском страховом рынке вообще будет все время на слуху. Причин для этого много. Конечно, основная – вступление в силу нормативов по капитализации компаний. Кроме этого необходимо отметить достаточно жесткую политику регулирующих органов в отношении недобросовестных страховщиков. Времена схем ушли в небытие, теперь настало время доброкачественных активов. Повышение их качества можно обеспечить, в том числе, за счет участия компании в слияниях и поглощениях (M&A).
Все понимают, что быть крупной компанией – это хорошо. Поэтому первоначально разработанную стратегию РОСНО в M&A можно назвать агрессивной – мы ставили для себя цель во что бы то ни стало войти в тройку лидеров среди российских страховых компаний. Однако, сейчас мы поняли, что нет надобности в безудерженной гонке за размерами, поскольку вместе с неоптимальными покупками приходит много всякого ненужного мусора, например, некачественные, убыточные портфели по ОСАГО. На долгосрочную перспективу нам это невыгодно. Важно чтобы грядущая сделка была правильной, как с точки зрения синергии, так и в отношении ожидаемой доходности. Поэтому сегодня РОСНО больше надежд возлагает на органический рост, а не на M&A. Но, тем не менее, участвовать в сделках по слияниям и поглощениям мы обязательно будем.
Вся первая половина 2005 года была посвящена разработке некоторых требований к объектам потенциального поглощения, потому что начинать участвовать в слияниях и поглощениях нужно системно и планомерно. В ходе этой работы нами была разработана так называемая «Матрица M&A».
Первый принцип РОСНО при слияниях и поглощениях состоит в том, что при покупке мелкой или крупной компании и дальнейшей ее интеграции затрачиваются одинаковые ресурсы менеджмента – это одна и та же морока, и поэтому априори, при прочих равных условиях как объект потенциальной покупки в первую очередь рассматриваются крупные компании.
Второе – были разработаны инвестиционные параметры, которых нам очень хотелось бы придерживаться. Грубо говоря, внутри компании было установлено, сколько центов компания готова потратить дополнительно на один доллар купленной премии. Помимо этого было определено, сколько денег будет довкладываться в резервы на каждый купленный доллар.
Отдельным блоком разработана постинтеграционная программа. Благодаря чему легче определяется объем ресурсов, который может быть затрачен на адаптацию приобретенной компании к новым условиям существования. Менеджерам сразу видно, какие процессы в купленной компании необходимо выстроить заново, а какие, по крайней мере на начальном этапе, соответствуют политике компании и не требуют оперативного вмешательства.
Четвертая составляющая «Матрицы M&A» – это структура сделки. Очень часто приобретаемая компания ценна предпринимателем, который ее создал. Это, зачастую, является одним из определяющих факторов. В процессе переговоров мы ищем возможности мотивации этих предпринимателей на работу в новой компании.
В-пятых, важно удачно провести интеграцию технологических процессов и брендов. Этот вопрос, конечно, особенно актуален для крупных приобретений.
Последний аспект матрицы отражает необходимые IT- и менеджерские ресурсы.
На мой взгляд, российский страховой рынок слияний и поглощений входит в эйфорическую фазу. Зачастую, за крупными страховыми компаниями стоят мощные акционеры с сырьевыми деньгами и достаточно туманным пониманием стоимости капитала (в страховании). Поэтому, я думаю, что мы увидим сделки, в которых за приобретенную компанию новые владельцы заплатят цену, значительно выше ее реальной стоимости. Скорее всего, многие из тех, кто будет участвовать в слияниях и поглощениях, испытают разочарование.
Я думаю, что сегодня ни у одной российской страховой компании, в том числе и у РОСНО, нет средств для того, чтобы проводить масштабный M&A. Поэтому нашу стратегию в M&A я бы назвал «выковыриванием изюма из булок» – это локальные сделки с наиболее привлекательными объектами. РОСНО присматривается не только к российским региональным компаниям с целью их приобретения, но и к компаниям из стран СНГ. Например, нам очень интересна Украина. Однако, если есть желание там что-то успеть приобрести, то это надо делать очень быстро, поскольку туда уже ринулись инвесторы с Запада. Также интересен рынок Закавказья. Не могу сказать точно в цифрах, но отношение объемов инвестиций РОСНО в российский рынок и рынок СНГ составляет примерно 95% против 5% соответственно.
В ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего укрупнения среди ТОП-30 российских страховщиков, и вот почему. Дело в том, что в настоящее время наблюдается очень высокий спрос на российские ценные бумаги, даже на неликвидные бумаги страховщиков. Об этом я могу судить по тому, как растут косвенные котировки акций, находящихся в портфеле АФК «Система». Поэтому не думаю, что кто-то из крупных российских страховщиков будет в ближайшее время продаваться, а, значит, нам следует ожидать слияний, но не поглощений. Но вот как только спрос на бумаги понизится мы, скорее всего, станем свидетелями, и двух-трех сделок по продажам среди крупных компаний.
В связи с этим необходимо добавить, что, на мой взгляд, выход на IPO отнюдь не свидетельствует о желании акционеров продать компанию. Для того чтобы продаться, вовсе не нужно проводить IPO, лучше просто организовать аукцион. IPO свидетельствует о желании акционеров получить более дешевые деньги на развитие компании, чем есть у них самих. Кроме того, важный момент выхода на IPO заключается в том, что в процессе удается получить математическую идентификацию успешности работы менеджеров. IPO является естественным продолжением процессов консолидации, протекающих на российском страховом рынке. Как только эти процессы станут более или менее сформированными и четкими, публичных размещений ценных бумаг отечественных страховщиков станет больше. Насколько мне известно, практически все крупные отечественные компании имеют подобные планы. Но быть первопроходцем по IPO – задача не из легких, хотя бы потому, что дело это очень затратное, и решаться на него нужно только в том случае, когда есть твердая уверенность, что эти затраты окупятся, плюс ко всему компания получит прибыль. Поэтому выход на IPO требует быть очень и очень осторожным, расчетливым и осмотрительным.
Таким образом, для отечественных страховых компаний существуют три пути повышения капитализации и увеличения рыночной доли – органический рост, M&A и IPO. И если первые два актуальны для краткосрочной и среднесрочной перспективы развития компании, то выход на IPO – это в большей степени стратегическое направление работы.